Сафиуллина З.А.

ЧТО ДОМИНИРУЕТ: ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Вопрос о том, какие процессы доминируют, интеграционные или дифференциации, немаловажный для организации знания в той или иной профессиональной деятельности. Он является назревшим и для информационно-библиотечного знания. Говоря о доминантах, мы бы отметили явно наметившуюся тенденцию в интеграции библиотечно-информационного знания на философском уровне. Потребность в интеграционном знании подобного уровня ощущают сейчас специалисты, отмечая, что появляются тысячи отечественных и зарубежных публикаций, посвященных истории книги и книжного дела, библиотек и библиографии, словесности и палеографии, между тем как многие современные проблемы науки становятся разрешимыми в рамках какой-то более общей науки, связывающей в единое целое письменность, книжность, телевизионно-компьютерные средства коммуникации (А.В. Соколов). Эта потребность уже во многом реализована путем формирования метатеоретических дисциплин, интегрирующих знания множества дисциплин, причем не только библиотечно-информационного цикла. Примером является теория социальной коммуникации.

В технологическом библиотечно-информационном знании можно отметить как интеграционные процессы, так и процессы дифференциации. Интеграция отмечается в совершенствовании понятийного аппарата, который становится общим для библиотечно-информационных наук (стоит назвать только несколько понятий, которыми оперируют практически во всех дисциплинах, начиная с базовых “документ-потребитель”, кончая более специальными: “ИПС”, “база данных”, “электронный каталог” и т.д.). Она характеризуется и объединением отдельных процессов, например процесса реферирования, который раньше рассматривался больше в рамках информатики, не оставляла его без внимания и библиография, а сейчас он рассматривается в рамках новой дисциплины “АСОД”. То же самое можно отметить и по отношению к использованию лингвистических средств обработки информации. В частности, отмечается возможность применения дескрипторных ИПЯ как для монотематических баз данных, так и для электронных каталогов с автоматическим индексированием документов, относящихся к одной отрасли знания, а также и для универсальных по содержанию библиотечно-библиографических систем. Интеграция коснулась и осмысления технологических процессов с точки зрения возможности применения отдельных программ по отношению к информационных продуктам, имеющим разные терминологические обозначения: каталог, база данных. Понятие информационное обслуживание также получило более высокий терминологический статус по сравнению со временами, когда проводилось лишь разграничение его со справочно-библиографическим обслуживанием.

Заметно влияние происходящих процессов на образовательную деятельность. В новых образовательных стандартах отмечается паритетное и слегка доминирующее значение интеграционного начала общепрофессиональных дисциплин над специальными (не считая дисциплин специализаций), среди которых информатика, документоведение, библиографоведение, библиотековедение, социальные коммуникации, аналитико-синтетическая обработка документов, информационные технологии. В этом наборе – интеграционные дисциплины как философского интеграционного уровня, так и технологические интеграционные дисциплины. Если же учитывать дисциплины специализации, то, безусловно, нужно говорить о том, что процесс дифференциации не уступает процессу интеграции. Однако при том, что такая ситуация существует, мы тенденцию дифференциации обозначили как подчиненную тенденции интеграции. Все дело в том, что в процессе дифференциации любого научного знания, в том числе и библиотечно-информационного, достаточно сложно выделить собственно специальное, дифференцированное знание, поскольку зачастую процесс дифференциации сопровождается дублированием материала. В определенных границах это является допустимым и необходимым, прежде всего тогда, когда дублируемый материал является средством для получения нового, специального знания, служит строительным материалом для построения новых положений, позволяет его углубить. В такой ситуации дублируемый материал способствует рациональной дифференциации и формированию нового специального знания. В других же случаях он является информационным шумом, затрудняет организацию учебного процесса, создает у студентов психологические иллюзии “одинаковости” предметов.

Hosted by uCoz